План анализа стихотворения
1
Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.
Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.
Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.
Укажите тему стихотворения: любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.
Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.
Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение: светлая печаль, умиротворение, тоска и одиночество, радость и восторг и т.д. Охарактеризуйте (по возможности) образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.
Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе. Например, в стихотворении А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в стихотворении убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, счастья.
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и т.д.
Укажите рифмовку, которую применил автор: парную, перекрестную, охватывающую.
Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.
План анализа эпизода произведения
Эпизод – часть художественного произведения, имеющая
относительно самостоятельное значение; замкнутые в
пространстве и во времени художественные картины
1. Найти границы эпизода и дать название
2. Место расположение данного эпизода
- В начале произведения
- В конце
- В середине
3. Значимость данного эпизода, он помогает понять:
- Характер героя
- Поведение, поступки героя
- Авторскую позицию
- Это второстепенный эпизод в развитии действия
4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)
5. События, описанные в эпизоде
6. Характеристика действующих лиц эпизода:
- внешность, одежда, манеры
- речь
- взаимодействие героев
7. Художественные выразительные средства
8. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении:
- Пейзаж, интерьер
- Внутренние монологи
- Дневник
9. Роль данного эпизода в произведении
- Эпизод является кульминационным, решающим, ключевым
- Ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду
- Эпизод является вспомогательным (имеет дополнительное значение для развития сюжета)
План анализа прозы
1. История создания.
2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
* ДЛ (действующие лица);
* события.
3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
* экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
* завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
* развитие действия;
* кульминация;
* развязка;
* эпилог.
4. Композиция:
* последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
* способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
* способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
* точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
* придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
* выбор темы и ее раскрытие;
* разработку любимых жанровых форм;
* язык;
* использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
1. История создания.
2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
* ДЛ (действующие лица);
* события.
3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
* экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
* завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
* развитие действия;
* кульминация;
* развязка;
* эпилог.
4. Композиция:
* последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
* способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
* способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
* точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
* придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
* выбор темы и ее раскрытие;
* разработку любимых жанровых форм;
* язык;
* использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
Для справки
* рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
* новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
* повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
* роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
3. исторический - о событиях прошлого;
4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
* эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
* рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
* новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
* повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
* роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
3. исторический - о событиях прошлого;
4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
* эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).