Понедельник, 06.05.2024, 19:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Свет знаниям!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Цветаева М.И.

Цветаева Марина Ивановна  - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из самых ярких и  значительных поэтов первой половины XX века.

Марина Цветаева  родилась в   Москве   26   сентября   1892   года в интеллигентной семье профессора Московского университата Цветаев Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. 

В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. В 1903 году Марина Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 годов обучалась вместе с сестрой Анастасией Цветаевой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 года одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте на русском, на французском и немецком языках. В 1906-1907 годах написала повесть «Четвертые», в 1906 году перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок».

В 1910 году  Марина Цветаева выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин.

Лето 1911 года Марина Цветаева и её сестра Анастасия Цветаева провели в Коктебеле. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Любовь Цветаевой к Эфрону была и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).

В этом же году выходит второй сборник стихотворений Цветаевой «Волшебный фонарь».

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В 1916 году выходит цикл стихов «Подруга», посвященный отношениям с Софьей Парнок.

В 1917 году Марина Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» 1920 год и в лирическом цикле «Разлука» 1921 год, обращенном к мужу.

В годы Гражданской войны появился известный цикл стихотворений «Лебединая песня», посвященный подвигу белых офицеров.

В 1918 – 1919 годах ее творчестве появляются и романтические пьесы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне». В этот же период появляется много стихотворений Цветаевой о любви.

11 мая 1922 году вместе с дочерью Алей Марина Цветаева покинула родину. Семья недолго  жила  в  Берлине,  затем  поселилась  в  ближайших окрестностях Праги, а в ноябре 1925 года переехала в Париж.

В 1924 году Цветаева создает «Поэму Горы», завершает «Поэму Конца», посвященные любви М. Цветаевой и  К. Родзевичем.

1 февраля 1925 года у М.И. Цветаевой родился сын Георгий.

Большинство стихов Цветаевой в эмиграции остались неопубликованным. В 1928 году в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихи Марины Цветаевой 1922—1925 годов.

В отличие от стихов, в эмиграции пользовалась успехом ее проза. В это время изданы «Мой Пушкин» 1937 год, «Мать и музыка» 1935 год, «Дом у Старого Пимена» 1934, «Повесть о Сонечке» 1938, воспоминания о Максимилиане Волошине «Живое о живом»,1933 год, Михаиле Кузмине «Нездешний вечер», 1936 год, Андрее Белом «Пленный дух», 1934 год и др.

18 июня 1939 года Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в СССР, однако после ареста мужа и дочери они вынуждены были скитаться.

Подготовленный в 1940 году сборник стихов Цветаевой напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. После начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в  Елабуге.

31 августа 1941 года под тягостью нужды и ссор с сыном Марина Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

Лирика Цветаевой

 

Марина Цветаева — ослепительный и важный поэт первой половины XX века.
Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствоваших литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а сообща с тем и досадная обреченность существовать не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, за пределами самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности злободневный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.
Характер Марины вечно был трудным и изменчивым. "Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок",— говорил Илья Эренбург, хорошо ее знавший. Поступками Цветаевой с дет ства и до самой смерти правило фантазерство, воспитанное на книгах.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет, не только по-русски, но с той же легкостью по-французски и по-немецки. В 1910 году она тайком от семьи выпустила довольно объемный сборник стихов "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили самые взыскательные критики: В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, М. А. Волошин. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, своеобразием и непосредственностью, а некоторые из них уже предвещали будущего великого поэта, и в первую очередь безудержная и страстная "Молитва", написанная в день семнадцатилетия:

 
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, в данный момент, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Нет, она совсем не хотела умирать в тот самый момент. Напротив, в стихотворении звучит скрытое обещание существовать и творить: "Я жажду всех дорог!" Цветаева вообще с жадностью любила жизнь и, как свойственно поэту-романтику, предъявляла ей непомерные требования.
Вслед за "Вечерним альбомом" появились ещё два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913), выпущенных на средства издательства у<Оле-Лукойе", руководил которым товарищ юности Цветаевой Сергей Эфрон, за которого в 1912 году она вышла замуж. В это час Цветаева — "великолепная и победоносная" — жила очень напряженной духовной жизнью. Цветаева настолько хорошо знала цену себе как поэту, что дерзнула вписать в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо". "Волшебный фонарь" составили зарисовки семейного быта, портреты близких людей, мамы и сестры, знакомых, пейзажи Москвы и Тарусы. В этой книге впервой прозвучала в полную силу тема любви.
Многие из своих стихов Цветаева посвящала поэтам-современникам. А. А. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по "старинному ремеслу", а как божество от поэзии, которому поклонялась, называя "вседержителем моей души". "Коленопреклонением" стали все ее стихи, посвященные Блоку. Уважением и любовью дышит стихотворение "Ахматовой":

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
Со временем в поэзию Марины Цветаевой врывается новизна. Душа поэта начинает раскрываться в полной своей гармонии. В стихах поэтессы можно слышать шквальные ветры, ритмы, заклятия, причитания и стоны. Ее поэзия представляет собой антипод всей поэзии Анны Ахматовой. В стихах 1916—1917 годов много пространства, дорог, быстро бегущих туч, осторожных теней, шорохов, криков птиц, закатов, предвещающих неминуемую бурю:

И тучи оводов кругом равнодушных кляч,
И ветром вздутый калужский родной кумач,
И посвист перепелов, и большое небо,
И волны колоколов над волнами хлеба...

Стихи этого периода и написанные позднее вошли в сборники "Версты", "Версты I", "Версты II". Годы революции и гражданской войны явились страшным испытанием для Цветаевой. Но она не была бы большим поэтом, если бы не отозвалась на эти события:

Если суть человеческая родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!

Свою жизнь Цветаева воспринимает как предначертанную книгу судеб. Свой крестный путь она проходит, воплощая его в стихах. Это по плечу лишь великим поэтам:

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной.
С змеею в сердце и с клеймом на лбу.
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Особенно трудно складывается жизнь Цветаевой в 20-е годы: разлука с мужем, потеря работы, голод, смерть дочери. По воспоминанию современников, это было настоящее хождение по мукам. Но в противовес этому растут ее стихи. Никогда Цветаева не писала так вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по 1920 год она успела создать больше трехсот стихотворений, большую поэму-сказку, шесть романтических пьес. Цветаева находилась в поразительном расцвете творческих сил. Создается ощущение, что ее поэтическая энергия становилась тем больше, чем непосильнее делалось для нее внешнее, бытовое существование. В тот самый срок обозначились два направления в творчестве поэтессы. Первый — это надуманная, книжно-театральная романтика. Второй — народное, или, как она сама говорила, "русское" направление. Оно обозначилось ещё в 1916 году. К стихам этого направления относятся: "И зажег, дорогой, спичку...", "Простите меня, мои горы!..", цикл стихов о Степане Разине. И в тот самый же самый срок в лирике Цветаевой появились стихи о предназначении поэта:

В черном небе — слова начертаны,
И ослепли глаза прекрасные...
И нестрашно нам ложе смертное,
И несладко нам ложе страстное.
В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение — вдохновения!

Гений вдохновения — один повелитель поэта. И сама она, женщина-поэт, уподобляется птице Феникс, которая поет только в огне.
Особенной доверительности Цветаева достигает тем, что большинство ее стихотворений написано от первого лица. Это делает ее близкой и понятной, почти родной читателям. И ее жизнелюбие, любовь к РФ и к русской речи становятся наиболее понятными.
Октябрьской революции Марина Цветаева не приняла и не поняла, в литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью отправилась за рубеж к мужу. Жизнь в эмиграции была трудной. Поначалу Цветаеву принимали как свою, охотно печатали и хвалили, но вскоре картина существенно изменилась. Бело эмигрантская среда с ее яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий" раскрылась перед поэтессой во всей своей неприглядности. Цветаева все меньше и меньше печаталась, а многие ее произведения годами лежали в столе. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего не оплакивала и не предавалась воспоминаниям об ушедшем прошлом.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому было прочесть свои стихи, некого спросить, не с кем порадоваться. Но и в такой глубокой изоляции она продолжала писать.
Убежав от революции, как раз там, за рубежом, Цветаева впервой обрела трезвый взгляд на социальное неравенство, увидела мир без романтических покровов. Самое ценное в зрелом творчестве Цветаевой — ее неугасимая ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости. В то же час в Цветаевой все более растет и укрепляется активный заинтересованность к тому, что происходит в РФ. "Родина не есть условность местности, а принадлежность памяти и крови, — писала она.— Не быть в РФ, позабыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит за пределами себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь сообща с жизнью". Тоска по РФ сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О, неподатливый язык...".
К 30-м годам Цветаева ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное важность для понимания поэзии этого времени имеет цикл "Стихи к сыну", где она во весь звук говорит о Советском Союзе как о стране совершенно особого склада, неудержимо рвущейся вперед — в будущее, в само мироздание.

Езжай, мой сын, в свою страну,—
В край — всем краям наоборот!
Куда назад ходить — вперед...

Личная драма поэтессы тесно переплелась с трагедией века,. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции,— цикл гневных антифашистских стихов о Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине "плач гнева и любви", крик активный, но истерзанной души:

Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — существовать. С волками площадей
Отказываюсь — выть. С акулами равнин
Отказываюсь плыть — Вниз по теченью спин. В 1939 году Цветаева вернулась на Родину.

Возвратясь в Россию, Цветаева продолжала работать в жестоких лишениях и одиночестве. Она анонсирует прекрасные стихи, замечательные поэмы, стихотворные драмы. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична. Она писала и думала только о большом и веником, важном. Искала и прокладывала в поэзии новые пути. Стих ее со временем твердеет, теряет прежнюю летучесть. Цветаева становится, пожалуй, одним из самых сложных поэтов РФ. Стихи ее нельзя читать между делом. Читатель просто вязнет в богатстве образов, мыслей, напоре страстей и чувств. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли и сердца:

Наша совесть — не ваша совесть!
Полно! — Вольно! — о всем забыв.
Дети, сами пишите повесть
Дней своих и страстей своих.

Вскоре грянула битва. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а далее в Елабугу. где ее настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством говорила в своих стихах. Потеряв всякую веру, Цветаева покончила жизнь самоубийством. И прошел ещё не один десяток лет, прежде чем сбылось ее юношеское пророчество:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет".),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все час меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. То торжественно-приподнятые, то разговор-нобытовые, то песенно-распевные, то задорно-лукавые, иронически-насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи.
О чем бы ни писала Марина Цветаева — об отвлеченном или сильно личном,— ее стихи вечно вызваны к жизни реально существующими обстоятельствами, подлинным внутренним велением. Правда чувства и честность слова — вот для нее высший завет искусства.
В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева вечно будет занимать особое место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, она со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины XX века.
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

inessa-v.ucoz.ru © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz