Вторник, 07.05.2024, 00:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Свет знаниям!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Фет А.А., Тютчев Ф.И.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820 — 1892)

Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: "Вечерние огни" (сборники 1 — 4, 1883 — 91). Многие стихи положены на музыку. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покинул Москву и поступил Да военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи.

Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной.

В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей "неслыханную цену" за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)

В 1888, в связи с "пятидесятилетием своей музы", Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни".

Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.

Темы лирики А.А. Фета

В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: ог­рубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского поме­щика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорож­денным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался "выслужить» дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой женщине, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II наложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридца­тилетний Пушкин считал оскорблением пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет.
Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70 — 80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), — на слова Фета. "О, долго буду я в молчанье ночи тайной...», "Какое счастие! и ночь и мы одни...», "Сияла ночь. Луной был полон сад...», "Давно в любви отрады мало...», "В дымке-невидимке» и, конечно, "Я тебе ничего не скажу...» и "На заре ты ее не буди...» — вот лишь некоторые стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Лирика Фета тематически крайне бедная: красота природы и женская любовь — вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах.

Философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же он прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии "чистое искусство». Красота и должна быть главным в ней.

Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом...», "Шепот. Робкое дыханье...», "Какая грусть! Конец аллеи...», "Это утро, радость эта...», "Жду я, тревогой объят...» и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого — сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа — единственно храм, храм прежде всего любви, а во-вторых — храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.

Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. У него и сама природа любит — не вместе с человеком, а вместо него ("В дымке-невидимке»).

В то же время Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем, Господь, могуч, непостижим...»), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения ("Ласточки», "Учись у них — у дуба, у березы...»).

Удивительны поздние стихи Фета, 80 — 90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости ("Нет, я не изменил...», "Моего тот безумства желал...», "Люби меня! Как только твой покорный...», "Еще люблю, еще томлюсь...»).

Возьмем стихотворение "Я тебе ничего не скажу...», в котором высказана мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...». Вторая строка уточняет: "Я тебя не встревожу ничуть». Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими "томленьями» и даже "содроганьями». Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его "сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. "Я дрожу» — от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: "Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу». Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражениям.

Библиография

Сочинения:

Лирический пантеон. - М., 1840;

Записки о вольнонаемном труде // Русский В. – 1862. - №3;

Наши корни // Русский В. – 1882. - №2;

Вечерние огни. - М., 1883-1891. - Bып. I - IV; М., 1971

Мемуары. Мои воспоминания. Ч.1-2. - М., 1890;

Ранние годы моей жизни. - М., 1893;

Полное собрание стихотворений: В 3 т. - СПб., 1901;

Литературное наследство. Т.25-26. - М., 1936;

Полное собрание стихотворений. - Л., 1959;

Сочинения: В 2 т. - М., 1982;

Воспоминания. - М., 1983; в 3т., 1992;

Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. - М., 1988.

Литература:

Благой Д. Мир как красота. О "Вечерних огнях" А. Фета. - М., 1975;

Северикова Н. М. Мировоззрение А. А. Фета // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. - 1992. - № 1.

Источники библиографии:

Северикова Н. М. Фет [Текст] / Н. М. Северикова // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 537-538;

Фет [Текст] // П. В. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 1017

Тютчев Федор Иванович  (1803—1873) 

Поэт и публицист. Род. в старин. дворян. семье, первонач. образование получил дома, с 1812 его воспитателем был С. Е. Раич. В 1819—21 обучался на словесном отд. Моск. ун-та. В 1822—37 Т. служит в рус. посольстве в Мюнхене, где общается с Г. Гейне и Ф. Шеллингом, в 1837—39 — в рус. миссии в Турине. В 1841 он исключен со службы. С 1846 Т. вновь служит в Мин-ве ин. дел, в 1858—73 является пред. Комитета иностранной цензуры. В 1840-е гг. он пишет статьи "Письмо к доктору Густаву Кольбу" ("Россия и Германия", 1844; "Россия и революция", 1849; "Папство и римский вопрос", 1850). В 1848—49 работает над незаверш. трактатом "Россия и Запад". Человек европ. культуры, Т. разговаривал в семье, писал статьи и вел почти всю переписку (отмеч. исключит. эпистолярным талантом) на франц. языке. Тем не менее Т. по своим взглядам был во многом близок славянофилам, что отразилось в его публицистике и полит. лирике. Как и славянофилы, Т. соединял в своих гражд. стихах злободневную проблематику с историософскими идеями о всемирной миссии России. Во многом близок панславизму. Первые стихотв. опыты Т. относятся к 1813. В 1836 А. С. Пушкин печатает в "Современнике" 24 стихотворения Т. При жизни Т. дважды выходят сб. его стихотворений (1854, 1868), но сам он не принимал участия в их подготовке, безразлично относясь к судьбе своих лирич. стихотворений. Филос. лирика Т. — одно из высших достижений рус. поэзии, имеет свои основания в идеях шеллингианского пантеизма. Трагич. разлад человека с природным целым, таинств. соединение и борьба двух начал — хаоса и природы, любовь как разрушительное чувство, связ. с проявлениями хаотич. начала, — таковы осн. мотивы поэзии Т. В посл. годы жизни в его лирике особенно напряженной стала тема одиночества человека в безразличном мире. Во многом это было связано со смертью Е. А. Денисьевой, занимавшей в 1850-е — нач. 1860-х гг. исключит. место в жизни Т. (т. н. "денисьевский" цикл). Т. сыграл выдающуюся роль в истории рус. поэзии, оказал существ. воздействие на символистов.

Темы лирики

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Библиография

Абашев В.В. Ф.И. Тютчев в художественном сознании А.А. Блока и В.Я. Брюсова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1986.
Абашев В.В. Урбанизм В.Я. Брюсова и натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева // Из истории русской литературы конца 19 – начала 20 века. – М., 1988. – С. 78–90.
Абашев В.В. Художественный опыт Ф.И. Тютчева и мифотворчество русских символистов // Проблемы типологии литературного процесса. – Пермь, 1992. – С. 84–95.
Абдульманова А.Н. Использование слов, связанных с понятием «сутки» (заря, утро, день, вечер, ночь) в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева // Художественная речь. Организация языкового материала. – Куйбышев, 1981. – С. 54–61.
Абузова Н.Ю. Мифологический пейзаж в стихотворениях Тютчева // Культура и текст. Вып. 1: Литературоведение. Ч.2. – СПб.; Барнаул, 1997. – С. 47–50.
Абузова Н.Ю. Гипотетический пейзаж в лирике Ф.И. Тютчева // Культура и текст: Литературоведение. Ч. 1. – СПб.; Барнаул, 1998. – С. 133–140.
Абузова Н.Ю. Типология пейзажа в лирике Тютчева: Дисс. … канд. филол. наук. – Самара, 2000.
Аверинцев С.С. Вяч. Иванов и русская литературная традиция // Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 1992. – С. 302–307. (Вяч. Иванов и Тютчев).
Адельгейм Е. «Учитель поэзии для поэтов»: Ф.И. Тютчев: восприятие и мастерство // Литературная учеба. – 1982. – № 6. – С. 183–191.
Азадовский К.М., Осповат А.Л. Тютчев и Варнгаген фон Энзе (К истории отношений) // Литературное наследство. Т. 97. Кн. 2. – М., 1989.
Азбукина А.В. Образ–символ птицы и его семантические функции в поэзии Ф.И. Тютчева // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15–16. – Донецк: ДонНУ, 2003. – С. 51–59.
Азбукина А.В. Семантика образа птицы в поэзии Ф.И. Тютчева // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. – Брянск, 2003. – С. 130–133.
Азбукина А.В. Поэтический комплекс «птицы» в поэзии А.Фета и Ф.Тютчева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – C. 256–257.
Айвазян М.К. Русские истоки поэзии Ф. Тютчева // Международная научная конференция, посвященная 200–летию со дня рождения Ф.И. Тютчева (22–23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. – Ереван: Лингва, 2003. – С. 15–17.
Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 2 т. Т. 1 / Предисловие В. Крейда. – М.: Терра – книжный клуб; Республика, 1998.
Акелькина Е. А. «Стихотворения на случай» в лирике Ф. И. Тютчева // Вестник Омского университета. – Ом. гос. ун-т, 2003. – Вып. 4. – С. 71–74.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Литературная критика. – М., 1981.
Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева // Школьная роман–газета. – 1996. – № 11.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев: Биогр. очерк. Напеч. с сокр. // Молодая гвардия. – 1997. – № 7. – С. 22–269.
Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева / Науч. ред. В.Н. Касаткина; Авт. сопровод. ст. и коммент., сост. указ. и альбома ил. Г.В. Чагин. – М.: АО «Книга и бизнес», 1997. (Репринтное издание 1886 г.) – 175 с.: ил.
Александровская Н. Тютчев в Кракове, или Ретроспективный взгляд со скифской равнины («Федор Тютчев и духовная культура его времени. К 200-летию со дня рождения поэта», Ягеллонский университет, Краков, 5–6 декабря 2003 г.) // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 66. – С. 420–428
Алексанян Е.А. Поэтический космос жизни Тютчева // Международная научная конференция, посвященная 200–летию со дня рождения Ф.И. Тютчева (22–23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. – Ереван: Лингва, 2003. – С. 4–7.
Алексеев В.П. Реликвии семьи Тютчевых // Тютчевиана. VI Всесоюзный Тютчевский праздник поэзии. Брянск – Овстуг, 17 июня 1990 года. – Брянск, 1990.
Алексеев В.П. За Тютчевскими реликвиями. В поисках прошлого // 70 лет Брянскому историко–революционному музею: Сборник материалов. – Брянск, 1991.
Алексеев В.П. Тютчевский Овстуг: Очерк–путеводитель. – Брянск: Придесенье, 2000. – 184 с.: ил.
Алексеев В.П. Овстужане в 1846 г. // Тютчевские чтения на Брянщине: Материалы I–V–х чтений. – Брянск, 2001. – С. 166–172.
Алексеев В.П. Родственник Ф.И. Тютчева поэт Дмитрий Лизандер // Тютчевские чтения на Брянщине: Материалы I–V–х чтений. – Брянск, 2001. – С. 192–197.
Алексеев В.П. Панютины – Брянские предки Ф.И. Тютчева // Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия: Матер. науч.–практ. конф.: 20–21 мая 2003 г. – Брянск, 2003. – С. 293–296.
Алексеева Л.Ф. Восприятие тютчевских открытий поэтами начала 20 века // Литературоведческий журнал. – № 18. – С. 26–44.
Альми И.Л. О внесубъектных формах выражения авторского сознания в лирике Баратынского и Тютчева // Вопросы литературы. Художественный метод. Художественное своеобразие. Вып. 9. – Владимир, 1975.
Альми И.Л. О стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 1. – Владимир, 1998. – С. 193–199.
Альми И.Л. Три воплощения темы хаоса в русской лирике 30–х гг. 19 в. (Пушкин, Баратынский, Тютчев) // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 2. – Владимир, 1999. – С. 220–224.
Амбардарян Г.Г. Трансляционные композиции в поэзии Ф.И. Тютчева // Международная научная конференция, посвященная 200–летию со дня рождения Ф.И. Тютчева (22–23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. – Ереван: Лингва, 2003. – С. 40–42.
Амелин Г.Г., Мордерер В.Я. «Дайте Тютчеву стрекозу…» Осипа Мандельштама // Лотмановский сборник: 2. – М., 1997. – С. 401–412.
Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?…»: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Фоменко. – Тверь: Твер. гос. ун–т, 2001. – 71 с.
Андерсен Ж.Б. «Страдать, молиться, верить и любить»: Эротика у Тютчева и Ореструпа // Life and text. – Oslo, 1997. – С. 3–43.
Андреева М. Р. Методические разработки к семинарам по творчеству Ф.И. Тютчева в курсе «История русской литературы» // Международная научная конференция, посвященная 200–летию со дня рождения Ф.И. Тютчева (22–23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. – Ереван: Лингва, 2003. – С. 42–44.
Анненкова Е. Два стихотворения «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф.И. Тютчева и «Мадонна» А.С. Пушкина // Литература в школе – 2001. – № 4. – С. 2–6.
Аннинский Л. Бессильный ясновидец. К 200-летию Ф.И.Тютчева // Дружба Народов. – 2003. – № 6.
Аношкина В.Н. Ф.И. Тютчев в истории русской литературы 19 – начала 20 века: Дисc. … докт. филол. наук. – М., 1977.
Аношкина В.Н. Мировоззрение и слово поэта: Современные проблемы изучения поэтического наследия Тютчева // Литературоведческий журнал. – № 18. – С. 3–25.
Антощук Л.К. Поэтика безумия в русской литературе 1820–1830-х годов: три лирических опыта // Проблемы межтекстовых связей. – Барнаул, 1997. – С. 23–29.
Антюхов А.В. Ф.И. Тютчев – поэт, гражданин, мыслитель // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: литературоведение, лингвистика, методика. – Брянск, 2003. – С. 3–9.
Аринина Л.М. Пространство и время в поэтическом мировоззрении Ф.И. Тютчева // Вопросы романтического метода и стиля. – Калинин, 1978.
Аринина Л.М. Концепция личности в поэзии Ф.И. Тютчева: Дисс. … канд. филол. наук. – Вологда, 1981.
Аринина Л.М. Жанровая специфика лирического цикла в поэзии Ф.И. Тютчева // Жанры в историко–литературном процессе. – Вологда, 1985. – С. 59–70.
Аринина Л.М. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева и лирика Ф.И. Тютчева последнего периода // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. – Калинин, 1986. – С. 86–96.
Аринина Л.М. Изучение лирики Ф.И. Тютчева в 10–ом классе. Материалы в помощь студентам старших курсов и учителям средних школ. – Вологда: Русь, 1994.
Арсеньева Н. Зачет по теме «Ф.И. Тютчев» // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»). – 1997. – № 33.
Артемчук М. «Немец» и «турок» в лирике Тютчева: контекстуальные синонимы // Рус. филология. – Тарту, 2000. – № 11. – С. 58–64.
Артемчук М. Некоторые библейские подтексты стихотворения Тютчева «Probleme» // Рус. филология. – Тарту, 2001. – № 12. – С. 65–70.
Артемчук М. «Видение» и «Олегов щит» Тютчева: слитно или раздельно // Рус. филология. – Тарту, 2002. – № 13. – С. 66–71.
Артемчук М. Описание «смерти жены» в поэзии Тютчева // Studia Slavica. – Таллинн, 2003.
Артемчук М. Тютчев-одописец: на примере стихотворения «Урания» (1820) // Рус. филология. – Тарту, 2003. – № 14.
Артемчук М. Ф.И.Тютчев – «комар» и «мелкая букашка» // Лотмановский сборник: 3. – М., 2004. – С. 975–985.
Артемчук М. Тютчев, Жуковский и Ломоносов: некоторые примеры // Studia Slavica. – Таллинн.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

inessa-v.ucoz.ru © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz