Вторник, 07.05.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Свет знаниям!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Толстой А.К.

Толстой Алексей Константинович (24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург — 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

 Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

 К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

 В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс).

 В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой 1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

 В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 — полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

 В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х — начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Действие их происходит в Сербии и Франции XVIII в. Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Однако, увлеченный тогда преимущественно религиозной проблематикой и «тайнами гроба», Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

 Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе, с центральным вымышленным героем, простоватым, но безукоризненно честным, который оказывается жертвой борьбы царя Ивана, устанавливающего неограниченную (в т. ч. моральными преградами) власть, с московским боярством. Современной Толстому критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.

 В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для лирики Алексея Толстого характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное; преобладающая в них тематика — «тоска-кручина», заедающая век «добра молодца».

 С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями (сам стих в них подчеркнуто «литературен»: трехсложные и — реже — двухсложные силлабо-тонические размеры, одинаковые строфы с правильной рифмовкой). В его былинах не просто перелагаются известные сюжеты, а выделяются эмоционально значимые моменты, эпизоды, детали, на которых фиксируется внимание читателя. В результате эпическое начало оказывается сильно потеснено лирическим. В балладах Толстого развернута целая поэтическая идеализированная концепция русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта — времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

 Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Чаще в подобных стихотворениях важен не определенный «адрес» сатиры (кроме, пожалуй, тех, где речь идет о нигилистах), а блестки неидеологичного остроумия, чистый, хотя иногда и не вполне благодушный юмор. В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

 Если в балладах и былинах Толстого речь шла о русском средневековье, то сюжеты своих поэм он черпал преимущественно в средневековье европейском. Например, поэмы «Алхимик» (1869) — о мыслителе VIII в. Раймонде Луллии; «Дракон. Рассказ XII века» (1875), написанный, в подражание Данте, терцинами. Ведущая в них тематика — религиозная. Так, в поэме «Грешница» (1858) речь идет о евангельских временах, в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859) — об одном из отцов Церкви, авторе богодухновенных песнопений. В поэме «Портрет» (1875) — отпечаток детских воспоминаний, экстатического и почти болезненного переживания искусства и вообще сферы прекрасного. Религиозная тематика является ведущей и в драматической поэме «Дон-Жуан» (1862), в прологе которой отчетливо звучат мотивы книги библейской книги Иова.

 Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символистам. Своевременной ее славе отчасти помешало отсутствие прижизненных сборников (единственный вышел в 1867). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В изложении событий и в трактовке характеров властителей Толстой почти во всем следует Н.М. Карамзину. Однако эта трилогия — не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире — власти человека над действительностью, над собственной участью.

 Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями.

Лирика А.К. Толстого

А. К. Толстой — последняя романтическая фигура на небосклоне российской поэзии. Вся его поэтическая практика связана с романтизмом. У него не было последователей. У него были только предшественники: Новалис и Жуковский, Шиллер и Байрон. Но
      голос Толстого не теряется в этой компании. Уверенно и величественно он декламирует стихи: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» — апофеоз «душевного слуха» и «душевного зрения» художника, который слышит неслышимое и видит невидимое. Потом он творит под впечатлением «мимолетного видения». Для романтического таланта поэта вдохновение — некий экстаз или полусон, во время которого он сбрасывает с себя все связи с людьми и окружающим миром:
      В стране лучей, незримой нашим взорам,
      Вокруг миров вращаются миры;
      Так сонмы душ возносят стройным хором
      Своих молитв немолчные дары;
     
      Блаженством там сияющие лики
      Отвращены от мира суеты...
      Другой мотив поэзии Толстого тоже связан с романтизмом — это поэзия любви, где он добивается высочайших вершин. Любовь для Толстого — божественное мировое начало, которое недоступно разуму, но может быть перечувствовано человеком в его земной любви. Еще более существен для него круг настроений и общий эмоциональный тон лирики, ее музыка и интонации.
      Грусть, печаль, тоска — вот слова, которыми поэт часто определяет свои собственные переживания и переживания любимой:
      Зачем же сердце так сжимается невольно,
      Когда твой встречу взор, и так тебя мне жаль,
      И каждая твоя мгновенная печаль
      В душе моей звучит так долго и так больно?
      Иногда кажется, что печаль в сердце поэта заменила саму любовь. Но это только кажется. Истинное чувство таится в глубине, на дне души, словно потаенное озеро. И по зеркальной глади его скользят прекрасные отражения горнего мира, образы женщин, волшебные пейзажи.
      Образ любимой женщины в лирике Толстого, если сравнивать его с предшественниками, более конкретен и индивидуален. Толстой видит в ней чистоту нравственного чувства и целомудрие:
      Средь шумного бала, случайно,
      В тревоге мирской суеты,
      Тебя повстречал я, но тайна
      Твои покрывала черты.
     
      Лишь очи печально глядели,
      А голос так дивно звучал,
      Как звон отдаленной свирели,
      Как моря играющий вал.
      Несомненно — это одно из лучших стихотворений в отечественной поэзии.
      Толстой избегает контрастов, ярких, памятных мазков. Он весь на полутонах, весь — в недоговоренном, в недосказанном. И это так естественно для романтизма-, в котором идеал недостижим, и поэтому основным содержанием жизни, а следовательно, и творчества становится дорога к нему. Осознание своей судьбы, судьбы поэта- романтика, требовало определенного мужества. Видимо, здесь лежит разгадка той сентиментальной грусти, присутствие которой читается в каждом стихотворении и в каждой строфе:
      Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!
      Жизнью твоею я жил и слезами твоими я плакал;
      Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,
      Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды.
      Жизнь — это дорога негромких страданий, где слезы окрашены радостью надежды, где любовь равна состраданию и жалости ближнего. Поэт очень фольклорен и очень народен в понимании этих чувств. Известно, что сельские жительницы очень редко употребляют глагол «люблю» для выражения своих чувств. Обычно для этого употребляется слово «жалею».
      Поэзия Толстого — поэзия такой жалости. Страдающее человеческое существо нуждается в ней. Она для поэта залог понимания, условие взаимной приязни любящих сердец:
      Минула страсть, и пыл ее тревожный
      Уже не мучит сердца моего,
      Но разлюбить тебя мне невозможно,
      Все, что не ты, — так суетно и ложно,
      Все, что не ты, — бесцветно и мертво.
      Утихают страсти, «без повода и права негодуя, уж не кипит бунтующая кровь», перестает тревожить душу ревность. Что же остается людям? «Прежняя любовь», — говорит Толстой, и прежняя вечная теплая жалость к родному существу.
      Лирика Толстого стала заметным явлением в литературе «золотого века». Она оказалась благодатным материалом для музыкальной обработки. Более половины его стихотворений положены на музыку, причем очень многие по нескольку раз. На его стихи писали Рубинштейн, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский и многие другие. Их тоже прельщала и очаровывала «муза грусти и печали», созвучная душе и сердцу русского человека.

Библиография

I . Произведения А. К. Толстого

Стихотворения графа А. К. Толстого. Спб., 1867.

Полное собрание сочинений гр. А. К. Толстого, т. I-IV, издание А. Ф. Маркса (под редакцией П. В. Быкова и со вступительной статьей С. А. Венгерова). Спб., 1907-1908.

Собрание сочинений А. К. Толстого, т. I-IV, "Художественная литература" (со вступительной статьей И. Г. Ямпольского). М., 1963-1964.

Собрание сочинений А. К. Толстого, т. I-IV. Б-ка "Огонек". М., 1969, 1980.

II . Литература об А. К. Толстом

Белинский В. Г. Упырь. Сочинение Краснорогского (А. К. Толстого). Спб., 1841. - "Отеч. записки", 1841, т. XVIII, N 10, отд. VI, с. 42; также в Полном собрании сочинений Белинского, т. V. М., АН СССР, с. 473-474.

Тургенев И. С. Письмо к редактору по поводу смерти графа А. К. Толстого. Собр. соч., т. XI. М., 1956, с. 258-260.

Фет А. А. Мои воспоминания. В 2-х ч. М., 1890.

Страхов Н. Н. Критические заметки. - В кн.: Заметки о Пушкине и других поэтах. Изд. 2-е, Киев, 1897, с. 212-221.

Котляревский Н. Старинные портреты. Спб., 1907, с. 275-416.

Жемчужников Л. М. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1971.

Мещерский В. П. Граф А. К. Толстой. - "Гражданин", 1875, N 40, 5 октября, с. 911-914.

Меньшиков М.О. Поэт русского Возрождения. (По поводу писем графа А. К. Толстого.) - Книжки "Недели", 1895, N 11, с. 194-228, также в кн.: Меньшиков. Критические очерки. Пб., 1899, с. 294-329.

Денисюк Н. Гр. Алексей Константинович Толстой. М., 1907.

Денисюк Н. (составитель). Критическая литература о произведениях гр. А. К. Толстого. В 2-х выпусках. М., 1907.

Покровский В. (составитель). Алексей Константинович Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Изд. 2-е. М., 1908.

Кондратьев А. А. Граф А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. Спб., 1912.

A. Lirоndеllе. Lе poete Alexis Tolstoi' L'homme et L'oeuvre, Paris, 1912.

Берков П. Н. Козьма Прутков - директор Пробирной палатки и поэт. К истории русской пародии. Л.-М., АН СССР, 1933.

Ямпольский И. Г. А. К. Толстой-драматург. - В сб.: Классики русской драмы. Л.-М., 1940, с. 229-249.

Ростоцкий Б., Чушкин П. "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ. М.-Л., 1940.

Стафеев Г. И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А. К. Толстого. Тула, 1973.

Сквозников В. Козьма Прутков. - В кн.: Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1974.

Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. М., 1976.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

inessa-v.ucoz.ru © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz